МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
13.01.2016г.
|
г. Луганск
|
№ 6
|
О проведении республиканского конкурса учебных программ, учебно-методических пособий, методических разработок
по научно-техническому и декоративно - прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учреждений
«Творческое пространство педагога»
С целью повышения творческой активности педагогов, выявления, пропаганды и распространения лучшего опыта по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в кружках научно-технического и декоративно-прикладного направлений, совершенствования и активизации методической и учебно-воспитательной работы п р и к а з ы в а ю:
1. Провести республиканский конкурсучебных программ,учебно-методических пособий и методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учебных учреждений «Творческое пространство педагога» с 01 по 29 февраля 2016 года
- городские, районные с 01 по 20 февраля 2016г.;
- республиканский с 20 по 29 февраля 2016г.
2. И.о. директора ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи» Ткачевой В.И. обеспечить качественное проведение и подведение итогов мероприятия до 10марта 2016г.
3. Руководителям территориальных органов управления образованием обеспечить:
3.1. Проведение I этапа конкурса в образовательных учреждениях городов и районов.
3.2. Предоставление заявки и работ победителей I этапа конкурса на республиканский этап до 20 февраля 2016 года по адресу:91050, г. Луганск, квартал Комарова,36 (СШ № 47, кабинет №36)
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника отдела внешкольного дополнительного образования и по опеке и попечительству
Кореневу Л.А.
Министр В.Г. Ткаченко
Приложение
к приказу МОН ЛНР
от 13 января 2016г. № 6
ПОЛОЖЕНИЕ
республиканского конкурса учебных программ,
учебно-методических пособий и методических разработок
по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству
среди педагогов школ и внешкольных учреждений
«Творческое пространство педагога»
I. Общие положения
1.1. Республиканский конкурс учебных программ, учебно-методических пособий и методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учреждений республики (далее - Конкурс) проводится ежегодно Министерством образования и науки Луганской Народной Республики и ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи».
1.2. Конкурс проводится с целью выявления, пропаганды и распространения лучшего педагогического опыта по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в кружках научно-технического и декоративно-прикладного направлений, активизации методической работы школ и внешкольных учреждений, привлечения творческих педагогов к решению современных проблем научно-технического и декоративно-прикладного творчества.
1.3. Задачами Конкурса являются:
- повышение профессионального уровня, творческой активности педагогов и привлечение их к решению проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в профильных кружках;
- формирование методической культуры педагогов;
- внедрение в практику новых эффективных методов, приемов и форм работы с учащейся молодежью во внеурочное время;
- поддержка творчески работающих педагогов;
- привлечение педагогов к инновационной деятельности.
II. Условия участия в Конкурсе
2.1. Срок проведения Конкурса ежегодно утверждается в приказе Министерства образования и науки Луганской Народной Республики.
2.2. В Конкурсе могут участвовать как отдельные педагогические работники, так и авторские коллективы. Работы, присланные на Конкурс, авторам не возвращаются.
2.3. Для участия в Конкурсе необходимо подать:
- заявку, утвержденную руководителем территориального органа управления образованием, в которой указать название представленной работы, раздел, фамилию, имя и отчество автора или авторов (полностью), должность, место работы (официальное название учреждения), адрес учреждения, контактные телефоны;
- конкурсные работы (печатный и электронный варианты);
- рецензию специалиста (Приложение №1).
2.4. Материалы с пометкой «На Конкурс» направляются по адресу: 91050, г. Луганск, кв. Комарова, 36 (СШ № 47, кабинет №36).
III. Общие требования к конкурсным материалам
3.1. Материалы, присылаемые на Конкурс должны раскрывать:
- эффективность современных методик, технологий обучения и воспитания в кружках и других творческих объединениях;
- систему выявления, апробации и внедрения в практику работы внешкольных учреждений передового педагогического опыта;
- творческую инициативу педагогических работников;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса;
- воспитание и развитие творческой личности;
- методику организации и проведения массовых мероприятий, конкурсов и соревнований среди учащейся молодежи.
3.2. На Конкурс предоставляются методические разработки по всем направлениям научно-технического и декоративно-прикладного творчества (начально-техническому, научно-техническому, спортивно-техническому, производственно-техническому и художественно-техническому), которые не принимали участия в предыдущих конкурсах.
3.3. Материалы на Конкурс принимаются по разделам:
- организация и методика проведения учебно-воспитательной работы;
- дидактические разработки отдельных тем занятий кружков в соответствии с программой работы кружка;
- описание и чертежи моделей, устройств для изготовления, регулировки и испытания моделей;
- разработки сценариев массовых мероприятий;
- образовательные программы, проекты, пособия.
3.4. Материалы должны быть напечатаны с соблюдением орфографических норм, соответствовать структуре и техническим требованиям:
- компьютерный набор в текстовом редакторе Word: шрифт Times New Roman 14 г., через 1 нтервал, с одной стороны белой бумаги формата А4.
- поля: левое – 3 см, правое-1см, верхнее и нижнее – 2 см.
- текстовая часть должна быть черного цвета.
- все страницы, учитывая иллюстрации и приложения, нумеруются. Первой страницей считается титульный лист, на котором цифра 1 не ставится.
3.5. Учебные программы должны быть оформлены согласно Приложению №2.
3.6. Учебно-методические пособия и методические рекомендации должны быть оформлены согласно Приложению №3.
IV. Подведение итогов Конкурса
4.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса возлагается на ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи», который гарантирует организационное, научно-методическое обеспечение проведения Конкурса и контроль за соблюдением требований этого Положения.
4.2. Для подведения итогов Конкурса формируется и утверждается приказом директора Центра жюри из числа ведущих специалистов данного профиля.
4.3. По итогам Конкурса жюри определяет победителей.
4.4. Авторы лучших методических материалов награждаются грамотами Министерства образования и науки Луганской Народной Республики.
Приложение №1
РЕЦЕНЗИЯ.
В рецензии на методические материалы должно быть указано:
- название методического материала;
- ФИО автора (полностью);
- место работы, должность автора;
- краткий анализ содержания работы с указанием в том числе актуальности вопросов и новизны предлагаемых решений, подходов в сравнении с существующими.
Рецензент: ФИО, занимаемая должность, подпись.
Дата.
Приложение №2
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
Учебная программа во внешкольном образовании (далее – программа) – это нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, объем, порядок, способы организации учебно-воспитательной деятельности и требования к ее результатам.
Учебная программа во внешкольном образовании должна состоять из таких структурных элементов:
- титульный лист (образец 1)
- пояснительная записка;
- учебно-тематический план;
- содержание программы;
- прогнозируемые результаты;
- ориентировочный перечень оборудования;
- литература;
- приложения (при необходимости).
Название программы должно отражать содержание деятельности творческого объединения и направление внешкольного образования.
Образец 1
Государственное учреждение
Луганской народной республики
«Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи»
Рекомендована Утверждена
Решением педагогического совета И.о. директора Центра
научно-технического направления
Протокол № ____ от ____________ ____________ В.И. Ткачева
Учебная программа по внешкольному образованию
кружка «Малая авиация»
(начальный уровень)
(для учащихся 1- 6 классов)
Срок реализации – 1 год
г. Луганск
2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе содержит следующую информацию:
- актуальность учебной программы, обоснование необходимости создания программы, ее новизна, оригинальность;
- направление внешкольного образования и организационная форма творческого объединения, в которых реализуется программа;
- возраст воспитанников, на которых рассчитана программа;
- ссылки на учебные программы, на основе которых разработана программа или внесены изменения, дополнения и обоснования этих изменений (при необходимости);
- цели и задачи программы;
- уровень, срок обучения, количество часов в году/неделе;
- особенности построения учебной программы (при необходимости);
- общую характеристику учебно-воспитательного процесса, рекомендуемые методы, формы, средства обучения и контроля достижений воспитанников, ресурсное обеспечение.
Особое внимание следует обратить на определение целей и задач программы, которая должна обеспечивать обучение, воспитание, развитие и социализацию учащейся молодёжи.
Цель – это идеальное предвидение конечных результатов учебно-воспитательной деятельности, на достижение которых направлена учебная программа. Формулируется цель одним предложением, в котором даются ответы на следующие вопросы: Что мы делаем? Для кого мы это делаем? Как мы это делаем? Корректно сформулированная цель начинается с глагольного существительного (формирование, содействие, создание). Задачи могут быть учебными (учащиеся должны овладеть научно-теоретическими, практическими и профессиональными и другими знаниями, умениями, навыками), воспитательными (формировать мировоззрение, мораль, эстетическую культуру, развивать положительные качества эмоционально-волевой сферы, воспитывать культуру труда, оказывать помощь в профессиональном самоопределении), развивающими (развивать речь, мышление, память, творческие способности, двигательную и сенсорную систему). Конкретно сформулированные задачи начинаются с глаголов – научить, развить, усовершенствовать, определить, воспитать, углубить, систематизировать.
Пример.
Целью программы является формирование следующих компетенций личности в процессе обучения в авиамодельном кружке:
- познавательной: ознакомление с техническими видами спорта, основами авиационных наук и технологий, понятиями об основных технологических приемах проектирования и изготовления авиамоделей;
- практической: изучение технологий изготовления различных классов моделей по чертежам, приобретение технико-технологических умений и навыков в их эксплуатации, в проектировании авиамоделей различного функционального назначения, их регулировке и запуске, работе с различными инструментами;
- творческой: формирование мастерства изготовления авиамоделей, развитие технического мышления, конструкторских способностей, устойчивого интереса к техническому творчеству;
- социальной: воспитание культуры труда, профессиональное самоопределение, обоснованность выбора профессии с учетом собственных интересов и способностей, формирование и развитие положительных качеств эмоционально-волевой сферы, трудолюбия, настойчивости и ответственности личности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН имеет вид таблицы, которая отражает разделы, темы и определяет соотношение учебного времени отводимого на освоение теоретического материала и его практической проработки (образцы 2 и 3). Общее количество часов для практических занятий, как правило, должно быть больше чем теоретических. При формулировке названий разделов (тем) следует использовать простые предложения.
Образец 2
Начальный уровень, первый год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Раздел. Тема
|
Количество часов
|
теоретических
|
практических
|
всего
|
1.
|
Введение
|
2
|
-
|
2
|
2.
|
Раздел 1. Название раздела
|
12
|
20
|
32
|
2.1.
|
Название темы
|
8
|
10
|
18
|
2.2.
|
Название темы
|
4
|
10
|
14
|
3.
|
Раздел 2. Название раздела.
|
8
|
10
|
18
|
3.1.
|
Название темы
|
8
|
10
|
18
|
…
|
…
|
|
|
|
9.
|
Итоговое занятие
|
2
|
-
|
2
|
|
Всего
|
54
|
90
|
144
|
Образец 3
Начальный уровень, первый год обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
|
Раздел. Тема
|
Количество часов
|
теоретических
|
практических
|
всего
|
1.
|
Введение
|
2
|
-
|
2
|
2.
|
Название темы
|
8
|
10
|
18
|
3.
|
Название темы
|
4
|
10
|
14
|
…
|
…
|
|
|
|
8.
|
Итоговое занятие
|
-
|
2
|
2
|
|
Всего
|
54
|
90
|
144
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ структурируется по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом.
Содержание учебной программы должно отвечать следующим требованиям:
- соответствие современному уровню развития общества и науки;
- направленность учебного материала на развитие познавательных и творческих способностей воспитанников, обеспечение систематической работы с одаренной и талантливой молодежью;
- научность и достаточность теоретических объяснений, корректность и целесообразность введения научных понятий и терминов;
- практическая направленность учебного материала;
- соответствие объема учебного материала нормам нагрузки и количеству учебных часов;
- соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки;
- преемственность в усвоении знаний, умений и навыков, полученных учащимися в предыдущие годы обучения;
- использование и углубление знаний, полученных учащимися в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях.
Учебная программа может быть построена линейным, концентрическим или блочным способами.
При линейном способе учебный материал реализуется систематически и последовательно с постепенным усложнением по восходящей линии, при этом новый учебный материал излагается на основе уже изученного материала и в тесной взаимосвязи с ним.
Концентрический способ изложения материала допускает повторное изучение отдельных разделов и тем как на одном, так и на разных уровнях обучения с расширением и углублением содержания учебного материала.
Блочный способ предусматривает распределение учебного материала на самостоятельные структурные единицы – блоки, дает возможность замены одного содержательного блока (раздела или темы) другим в зависимости от имеющихся организационно-методических условий, запросов воспитанников.
При разработке программ возможно сочетание элементов разных способов построения (блочного и концентрического, линейного и концентрического и т.д.).
При построении учебных программ на основе компетентностного подхода необходимо провести его через все разделы учебной программы – от соответствующих формулировок целей и задач к содержанию программы, форм практической работы, прогнозируемых результатов, контроля практических достижений воспитанников.
Описание содержания программы осуществляется с соблюдением такой последовательности изложения материала:
- название раздела/темы (нумеруются арабскими цифрами, номер темы состоит из номера раздела и порядкового номера темы, разделенных точкой и начинаются с абзаца в 1,25см);
- количество часов для изучения темы;
- содержание учебного материала (теоретическая и практическая части).
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ учебно-воспитательной деятельности за каждый период обучения имеет следующие составляющие:
- учащиеся должны знать,
- учащиеся должны уметь,
- учащиеся должны приобрести опыт.
При условии применения компетентностного подхода составляющие прогнозируемого результата будут такие:
- учащиеся должны знать и понимать,
- учащиеся должны уметь и применять,
- у учащихся должны быть сформированы компетенции.
Учащиеся могут демонстрировать свои достижения в форме творческой работы, портфолио, презентации, защиты проекта; изделия, макета, модели; участия в выставках, фестивалях, конкурсах, соревнованиях и т.д.; присвоения соответствующих спортивных разрядов (званий).
Прогнозируемый результат должен быть связан с поставленными задачами, теоретическим и практическим учебным материалом, который был разработан в течение соответствующего периода обучения.
Учебными программами предусмотрены методы оценки результатов учебно-воспитательного процесса, которые должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное равновесие, мотивировать детей к познанию и творчеству.
ЛИТЕРАТУРА. В учебной программе может прописываться литература, рекомендованная для педагогов (научно-методические издания, методические пособия, методические рекомендации) и для учащихся (научно-популярные, справочные издания, учебные пособия, практикумы). Издания в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и описываются в соответствии с действующими стандартами.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ формируется в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для внешкольных учреждений и содержит информацию о необходимых для организации учебно-воспитательного процесса материалах, оборудовании, приборах, инвентаре, электронных средствах обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ оформляются по желанию автора учебной программы и могут содержать дидактические материалы, методические рекомендации, образцы изделий.
Приложение №3
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
Учебно-методическое пособие – описывает методику преподавания учебного курса (его разделов, частей) или методику воспитания.
Учебно-методическое пособие должно соответствовать учебной программе курса по структуре, объему, полноте рассмотрения материала и количеству учебного времени.
Учебно-методическое пособие содержит материалы по организации учебно-воспитательного процесса в кружках.
Пособие должно иметь следующие структурные элементы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основной текст, вопросы, задания, упражнения; справочно-информационный материал, библиография, приложения.
- На титульном листе должны быть указаны: соответствующий орган управления образованием, официальное название учебного учреждения, фамилия, имя и отчество автора или коллектива авторов, название работы, населенный пункт, год.
- Содержание – это перечень заголовков, рубрик с нумерацией страниц. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте без сокращений. Все заголовки в тексте начинаются с большой буквы, в конце предложения точка не ставится.
- Введение (предисловие) должно соответствовать следующим основным требованиям: обоснование актуальности работы, формулирование основных задач, определенных программой, пути их реализации, прогнозируемость результата, перспективность использования другими педагогами.
- Основной текст – изложение учебного материала, дидактически и методически проработанного и систематизированного автором. Изложение материала должно отличаться объективностью, научностью и четкой логической последовательностью.
- Вопросы, задания, упражнения. Приведенные примеры, задачи, упражнения, описание технологий должны способствовать развитию мышления воспитанников, формированию у них практических умений и навыков.
- Требования к справочно-информационному материалу:
- схемы не должны повторять материал основного текста или содержать лишнюю информацию;
- в технических чертежах не должно быть малозначимых деталей;
- в статистических данных целесообразно использовать графики, диаграммы, которые являются эффективным средством передачи информации;
- целесообразно использовать цветные иллюстрации, которые не только обогащают информацию, но и акцентируют внимание на основном.
- Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1:2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
- Приложения должны касаться всей работы или ее частей. В приложениях целесообразно давать различные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методическая рекомендация содержит материалы по планированию и организации учебно-воспитательного процесса, инновационным технологиям обучения и методикам реализации учебных тем программы, апробированные автором. Методические рекомендации по проведению занятий - это вид учебно-методического документа, содержащий предложения, советы, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения отдельных занятий, а также по использованию в учебном процессе технических и дидактических средств обучения.
Требования к оформлению методической рекомендации аналогичны требованиям к оформлению методического пособия.
Основная часть рекомендации должна содержать подробное изложение материала по выбранной теме с указанием использованных учебно-методических пособий.
Методические рекомендации по изучению темы образовательной программы состоят из:
- вводной части, с изложением места изучаемой темы в образовательной программе, целей и задач обучения;
- основной части, с изложением основных положений по каждому вопросу темы.
Изложение каждого вопроса сопровождается методическими советами, фактическими материалами, данными или ссылками на источник, где их можно получить, заканчивается краткими выводами с рекомендациями по изучению передового опыта по данной проблеме и списком рекомендуемой литературы.
Основное внимание необходимо уделить формам и методам обучения и воспитания.
В выводах нужно указать практическую ценность методической рекомендации, ее применение автором в практической работе, а также возможность использования ее другими педагогами.
В приложениях приводятся справочно-информационный материал (таблицы, чертежи, иллюстрации, схемы, рисунки), а также перечень тем исследовательских работ.
|