Субота, 18.05.2024, 20:50
Головна | Реєстрація | Вхід | RSS
Меню сайту
Категорії розділу
Накази [84]
Підсумки [60]
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Документація

Головна » Файли » Науково - технічний напрямок » Накази

О проведении республиканского конкурса учебных программ, учебно-методических пособий, методических разработок
10.02.2016, 15:54

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

13.01.2016г.

г. Луганск

№ 6

О проведении республиканского конкурса учебных программ, учебно-методических пособий, методических разработок

по научно-техническому и декоративно - прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учреждений

«Творческое пространство педагога»

С целью повышения творческой активности педагогов, выявления, пропаганды и распространения лучшего опыта по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в кружках научно-технического и декоративно-прикладного направлений, совершенствования и активизации методической и учебно-воспитательной работы  п р и к а з ы в а ю:

1. Провести республиканский конкурсучебных программ,учебно-методических пособий и методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учебных учреждений «Творческое пространство педагога» с 01 по 29 февраля 2016 года

- городские, районные  с 01 по 20 февраля 2016г.;

- республиканский  с 20 по 29 февраля 2016г.

2. И.о. директора ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи» Ткачевой В.И. обеспечить качественное проведение и подведение итогов мероприятия до 10марта 2016г.

3. Руководителям территориальных органов управления образованием обеспечить:

3.1. Проведение I этапа конкурса в образовательных учреждениях  городов и районов.

3.2. Предоставление заявки и работ победителей I этапа конкурса на республиканский этап до 20 февраля 2016 года по адресу:91050, г. Луганск, квартал Комарова,36 (СШ № 47, кабинет №36)

4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на начальника отдела внешкольного дополнительного образования и по опеке и попечительству
Кореневу Л.А.

Министр  В.Г. Ткаченко

 

 Приложение

 к приказу МОН ЛНР

 от 13 января 2016г. № 6

 

ПОЛОЖЕНИЕ

 республиканского конкурса учебных программ,

учебно-методических пособий и методических разработок

по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству

среди педагогов школ и внешкольных учреждений

                                     «Творческое пространство педагога»

I. Общие положения

1.1. Республиканский конкурс учебных программ, учебно-методических пособий и методических разработок по научно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогов школ и внешкольных учреждений республики (далее - Конкурс) проводится ежегодно Министерством образования и науки Луганской Народной Республики и ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и  учащейся молодежи».

1.2. Конкурс проводится с целью выявления, пропаганды и распространения лучшего педагогического опыта по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса в кружках научно-технического и декоративно-прикладного направлений,  активизации методической работы школ и внешкольных учреждений, привлечения творческих педагогов к решению современных проблем научно-технического и декоративно-прикладного творчества.

1.3. Задачами Конкурса являются:

  • повышение профессионального уровня, творческой активности педагогов и привлечение их к решению проблем совершенствования учебно-воспитательного процесса в профильных кружках;
  • формирование методической культуры педагогов;
  • внедрение в практику новых эффективных методов, приемов и форм работы с учащейся молодежью во внеурочное время;
  • поддержка творчески работающих педагогов;
  • привлечение педагогов к инновационной деятельности.

II. Условия участия в Конкурсе

2.1. Срок проведения Конкурса ежегодно утверждается в приказе Министерства образования и науки Луганской Народной Республики.

2.2. В Конкурсе могут участвовать как отдельные педагогические работники, так и авторские коллективы. Работы, присланные на Конкурс, авторам не возвращаются.

2.3. Для участия в Конкурсе необходимо подать:

  • заявку, утвержденную руководителем территориального органа управления образованием, в которой указать название представленной работы, раздел, фамилию, имя и отчество автора или авторов (полностью), должность, место работы (официальное название учреждения), адрес учреждения, контактные телефоны;
  • конкурсные работы (печатный и электронный варианты);
  • рецензию специалиста (Приложение №1).

2.4. Материалы с пометкой «На Конкурс» направляются по адресу: 91050,  г. Луганск, кв. Комарова, 36 (СШ № 47, кабинет №36).

III. Общие требования к конкурсным материалам

3.1. Материалы, присылаемые на Конкурс должны раскрывать:

  • эффективность современных методик, технологий обучения и воспитания в кружках и других творческих объединениях;
  • систему выявления, апробации и внедрения в практику работы внешкольных учреждений передового педагогического опыта;
  • творческую инициативу педагогических работников;
  •  совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • воспитание и развитие творческой личности;
  • методику организации и проведения массовых мероприятий, конкурсов и соревнований среди учащейся молодежи.

3.2. На Конкурс предоставляются методические разработки по всем направлениям научно-технического и декоративно-прикладного творчества (начально-техническому, научно-техническому, спортивно-техническому, производственно-техническому и художественно-техническому), которые не принимали участия в предыдущих конкурсах.

3.3. Материалы на Конкурс принимаются по разделам:

  • организация и методика проведения учебно-воспитательной работы;
  • дидактические разработки отдельных тем занятий кружков в соответствии с программой работы кружка;
  • описание и чертежи моделей, устройств для изготовления, регулировки и испытания моделей;
  • разработки сценариев массовых мероприятий;
  • образовательные программы, проекты, пособия.

3.4. Материалы должны быть напечатаны с соблюдением орфографических норм, соответствовать структуре и техническим требованиям:

  • компьютерный набор в текстовом редакторе Word: шрифт Times New Roman 14 г., через 1 нтервал, с одной стороны белой бумаги формата А4.
  • поля: левое – 3 см, правое-1см, верхнее и нижнее – 2 см.
  • текстовая часть должна быть черного цвета.
  • все страницы, учитывая иллюстрации и приложения, нумеруются. Первой страницей считается титульный лист, на котором цифра 1 не ставится.

3.5. Учебные программы должны быть оформлены согласно Приложению №2.

3.6. Учебно-методические пособия и методические рекомендации должны быть оформлены согласно Приложению №3.

IV. Подведение итогов Конкурса

4.1. Общее руководство подготовкой и проведением Конкурса возлагается на ГУ ЛНР «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи», который гарантирует организационное, научно-методическое обеспечение проведения Конкурса и контроль за соблюдением требований этого Положения.

4.2. Для подведения итогов Конкурса формируется и утверждается приказом директора Центра жюри из числа ведущих специалистов данного профиля.

4.3. По итогам Конкурса жюри определяет победителей.

4.4. Авторы лучших методических материалов награждаются грамотами Министерства образования и науки Луганской Народной Республики.

Приложение №1

РЕЦЕНЗИЯ.

В рецензии на методические материалы должно быть указано:

  • название методического материала;
  • ФИО автора (полностью);
  • место работы, должность автора;
  • краткий анализ содержания работы с указанием в том числе актуальности вопросов и новизны предлагаемых решений, подходов в сравнении с существующими.

Рецензент: ФИО, занимаемая должность, подпись.

Дата.

Приложение №2

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Учебная программа во внешкольном образовании (далее – программа) – это нормативный документ, определяющий цели, задачи, содержание, объем, порядок, способы организации учебно-воспитательной деятельности и требования к ее результатам.

Учебная программа во внешкольном образовании должна состоять из таких структурных элементов:

  • титульный лист (образец 1)
  • пояснительная записка;
  • учебно-тематический план;
  • содержание программы;
  • прогнозируемые результаты;
  • ориентировочный перечень оборудования;
  • литература;
  • приложения (при необходимости).

Название программы должно отражать содержание деятельности творческого объединения и направление внешкольного образования.

 

Образец 1

Государственное учреждение

Луганской народной республики

«Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи»

 

Рекомендована                                                                                                     Утверждена

Решением педагогического совета                                                                   И.о. директора Центра

научно-технического направления

Протокол № ____ от ____________                                                          ____________ В.И. Ткачева

 

 

Учебная программа по внешкольному образованию

кружка «Малая авиация»

(начальный уровень)

 

(для учащихся 1- 6 классов)

Срок реализации – 1 год

 

г. Луганск

2016г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к программе содержит следующую информацию:

  • актуальность учебной программы, обоснование необходимости создания программы, ее новизна, оригинальность;
  • направление внешкольного образования и организационная форма творческого объединения, в которых реализуется программа;
  • возраст воспитанников, на которых рассчитана программа;
  • ссылки на учебные программы, на основе которых разработана программа или внесены изменения, дополнения и обоснования этих изменений (при необходимости);
  • цели и задачи программы;
  • уровень, срок обучения, количество часов в году/неделе;
  • особенности построения учебной программы (при необходимости);
  • общую характеристику учебно-воспитательного процесса, рекомендуемые методы, формы, средства обучения и контроля достижений воспитанников, ресурсное обеспечение.

Особое внимание следует обратить на определение целей и задач программы, которая должна обеспечивать обучение, воспитание, развитие и социализацию учащейся молодёжи.

Цель – это идеальное предвидение конечных результатов учебно-воспитательной деятельности, на достижение которых направлена учебная программа. Формулируется цель одним предложением, в котором даются ответы на следующие вопросы: Что мы делаем? Для кого мы это делаем? Как мы это делаем? Корректно сформулированная цель начинается с глагольного существительного (формирование, содействие, создание). Задачи могут быть учебными (учащиеся должны овладеть научно-теоретическими, практическими и профессиональными и другими  знаниями, умениями, навыками), воспитательными (формировать мировоззрение, мораль, эстетическую культуру, развивать положительные качества эмоционально-волевой сферы, воспитывать культуру труда, оказывать помощь в профессиональном самоопределении), развивающими (развивать речь, мышление, память, творческие способности, двигательную и сенсорную систему). Конкретно сформулированные задачи начинаются с глаголов – научить, развить, усовершенствовать, определить, воспитать, углубить, систематизировать.

Пример.

Целью программы является формирование следующих компетенций личности в процессе обучения в авиамодельном кружке:

  • познавательной: ознакомление с техническими видами спорта, основами авиационных наук и технологий, понятиями об основных технологических приемах проектирования и изготовления авиамоделей;
  • практической: изучение технологий изготовления различных классов моделей по чертежам, приобретение технико-технологических умений и навыков в их эксплуатации, в проектировании авиамоделей различного функционального назначения, их регулировке и запуске, работе с различными инструментами;
  • творческой: формирование мастерства изготовления авиамоделей, развитие технического мышления, конструкторских способностей, устойчивого интереса к техническому творчеству;
  • социальной: воспитание культуры труда, профессиональное самоопределение, обоснованность выбора профессии с учетом собственных интересов и способностей, формирование и развитие положительных качеств эмоционально-волевой сферы, трудолюбия, настойчивости и ответственности личности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН имеет вид таблицы, которая отражает разделы, темы и определяет соотношение учебного времени отводимого на освоение теоретического материала и его практической проработки (образцы 2 и 3). Общее количество часов для практических занятий, как правило, должно быть больше чем теоретических. При формулировке названий разделов (тем) следует использовать простые предложения.

 

Образец 2

Начальный уровень, первый год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел. Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Раздел 1. Название раздела

12

20

32

2.1.

Название темы

8

10

18

2.2.

Название темы

4

10

14

3.

Раздел 2. Название раздела.

8

10

18

3.1.

Название темы

8

10

18

 

 

 

9.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Всего

54

90

144

 

Образец 3

Начальный уровень, первый год обучения

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел. Тема

Количество часов

теоретических

практических

всего

1.

Введение

2

-

2

2.

Название темы

8

10

18

3.

Название темы

4

10

14

 

 

 

8.

Итоговое занятие

-

2

2

 

Всего

54

90

144

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ структурируется по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом.

Содержание учебной программы должно отвечать следующим требованиям:

  • соответствие современному уровню развития общества и науки;
  • направленность учебного материала на развитие познавательных и творческих способностей воспитанников, обеспечение систематической работы с одаренной и талантливой молодежью;
  • научность и достаточность теоретических объяснений, корректность и целесообразность введения научных понятий и терминов;
  • практическая направленность учебного материала;
  • соответствие объема учебного материала нормам нагрузки и количеству учебных часов;
  • соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся и уровню их подготовки;
  • преемственность в усвоении знаний, умений и навыков, полученных учащимися в предыдущие годы обучения;
  • использование и углубление знаний, полученных учащимися в дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведениях.

Учебная программа может быть построена линейным, концентрическим или блочным способами.

При линейном способе учебный материал реализуется систематически и последовательно с постепенным усложнением по восходящей линии, при этом новый учебный материал излагается на основе уже изученного материала и в тесной взаимосвязи с ним.

Концентрический способ изложения материала допускает повторное изучение отдельных разделов и тем как на одном, так и на разных уровнях обучения с расширением и углублением содержания учебного материала.

Блочный способ предусматривает распределение учебного материала на самостоятельные структурные единицы – блоки, дает возможность замены одного содержательного блока (раздела или темы) другим в зависимости от имеющихся организационно-методических условий, запросов воспитанников.

При разработке программ возможно сочетание элементов разных способов построения (блочного и концентрического, линейного и концентрического и т.д.).

При построении учебных программ на основе компетентностного подхода необходимо провести его через все разделы учебной программы – от соответствующих формулировок целей и задач к содержанию программы, форм практической работы, прогнозируемых результатов, контроля практических достижений воспитанников.

Описание содержания программы осуществляется с соблюдением такой последовательности изложения материала:

- название раздела/темы (нумеруются арабскими цифрами, номер темы состоит из номера раздела и порядкового номера темы, разделенных точкой и начинаются с абзаца в 1,25см);

-  количество часов для изучения темы;

- содержание учебного материала (теоретическая и практическая части).

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ учебно-воспитательной деятельности за каждый период обучения имеет следующие составляющие:

- учащиеся должны знать,

- учащиеся должны уметь,

- учащиеся должны приобрести опыт.

При условии применения компетентностного подхода составляющие прогнозируемого результата будут такие:

- учащиеся должны знать и понимать,

- учащиеся должны уметь и применять,

- у учащихся должны быть сформированы компетенции.

Учащиеся могут демонстрировать свои достижения в форме творческой работы, портфолио, презентации, защиты проекта; изделия, макета, модели; участия в выставках, фестивалях, конкурсах, соревнованиях и т.д.; присвоения соответствующих спортивных разрядов (званий).

Прогнозируемый результат должен быть связан с поставленными задачами, теоретическим и практическим учебным материалом, который был разработан в течение соответствующего периода обучения.

Учебными программами предусмотрены методы оценки результатов учебно-воспитательного процесса, которые должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное равновесие, мотивировать детей к познанию и творчеству.

ЛИТЕРАТУРА. В учебной программе может прописываться литература, рекомендованная для педагогов (научно-методические издания, методические пособия, методические рекомендации) и для учащихся (научно-популярные, справочные издания, учебные пособия, практикумы). Издания в списке литературы располагаются в алфавитном порядке и описываются в соответствии с действующими стандартами.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ формируется в соответствии с Типовыми перечнями учебно-наглядных пособий и технических средств обучения для внешкольных учреждений и содержит информацию о необходимых для организации учебно-воспитательного процесса материалах, оборудовании, приборах, инвентаре, электронных средствах обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ оформляются по желанию автора учебной программы и могут содержать дидактические материалы, методические рекомендации, образцы изделий.

                                                                                                                                      

Приложение №3

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ

Учебно-методическое пособие – описывает методику преподавания учебного курса (его разделов, частей) или методику воспитания.

Учебно-методическое пособие должно соответствовать учебной программе курса по структуре, объему, полноте рассмотрения материала и количеству учебного времени.

Учебно-методическое пособие содержит материалы по организации учебно-воспитательного процесса в кружках.

Пособие должно иметь следующие структурные элементы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основной текст, вопросы, задания, упражнения; справочно-информационный материал, библиография, приложения.

  • На титульном листе должны быть указаны: соответствующий орган управления образованием, официальное название учебного учреждения, фамилия, имя и отчество автора или коллектива авторов, название работы, населенный пункт, год.
  • Содержание – это перечень заголовков, рубрик с нумерацией страниц. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте без сокращений. Все заголовки в тексте начинаются с большой буквы, в конце предложения точка не ставится.
  • Введение (предисловие) должно соответствовать следующим основным требованиям: обоснование актуальности работы, формулирование основных задач, определенных программой, пути их реализации, прогнозируемость результата, перспективность использования другими педагогами.
  • Основной текст – изложение учебного материала, дидактически и методически проработанного и систематизированного автором. Изложение материала должно отличаться объективностью, научностью и четкой логической последовательностью.
  • Вопросы, задания, упражнения. Приведенные примеры, задачи, упражнения, описание технологий должны способствовать развитию мышления воспитанников, формированию у них практических умений и навыков.
  • Требования к справочно-информационному материалу:
  • схемы не должны повторять материал основного текста или содержать лишнюю информацию;
  • в технических чертежах не должно быть малозначимых деталей;
  • в статистических данных целесообразно использовать графики, диаграммы, которые являются эффективным средством передачи информации;
  • целесообразно использовать цветные иллюстрации, которые не только обогащают информацию, но и акцентируют внимание на основном.
  • Библиография оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1:2006 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
  • Приложения должны касаться всей работы или ее частей. В приложениях целесообразно давать различные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст.

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методическая рекомендация содержит материалы по планированию и организации учебно-воспитательного процесса, инновационным технологиям обучения и методикам реализации учебных тем программы, апробированные автором. Методические рекомендации по проведению занятий - это вид учебно-методического документа, содержащий предложения, советы, направленные на совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения отдельных занятий, а также по использованию в учебном процессе технических и дидактических средств обучения.

Требования к оформлению методической рекомендации аналогичны требованиям к оформлению методического пособия.

Основная часть рекомендации должна содержать подробное изложение материала по выбранной теме с указанием использованных учебно-методических пособий.

Методические рекомендации по изучению темы образовательной программы состоят из:

  • вводной части, с изложением места изучаемой темы в образовательной программе, целей и задач обучения;
  • основной части, с изложением основных положений по каждому вопросу темы.

Изложение каждого вопроса сопровождается методическими советами, фактическими материалами, данными или ссылками на источник, где их можно получить, заканчивается краткими выводами с рекомендациями по изучению передового опыта по данной проблеме и списком рекомендуемой литературы.

Основное внимание необходимо уделить формам и методам обучения и воспитания.

В выводах нужно указать практическую ценность методической рекомендации, ее применение автором в практической работе, а также возможность использования ее другими педагогами.

В приложениях приводятся справочно-информационный материал (таблицы, чертежи, иллюстрации, схемы, рисунки), а также перечень тем исследовательских работ.

 

 

Категорія: Накази | Додав: Administrator
Переглядів: 669 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входу
Пошук
Погода

Луганський обласний центр НТТУМ 2024